vladimirworld (vladimirworld) wrote,
vladimirworld

Когда исполняются детские мечты или путешествие по Марий Эл и Татарстану летом 2011

Чего было? (Я-карта нашего маршрута)
Родник в Марисола, озеро Сурок, озеро Морской глаз, озеро Яльчик, остров Свияжск, паромная переправа через Волгу, Йошкар-Ола, Зеленодольск и Волжск проездом.
Чего не было?
Свято-Гурьевской церкви в Петьялах, церкви Иоанна Богослова в селе Большие ключи, Раифского заповедника.
Чего могло бы быть?
Парки «Марий Чодра» и «Большая Кокшага», Марийская Швейцария, замок Шереметьева и многое ещё мне неизвестное (Достопримечательности Марий Эл).

Родник в Марисола
«Завтра в 6 утра» - сказал я брату и определил старт нашего путешествия по «кировским заграницам»: республикам Марий Эл и Татарстан. Состав наш из 8 человек: Я с женой и сыном, Андрей с Машей, Вика с Лисой и Артём. В дорогу взяли всё, что было под рукой и в огороде и отправились в путь с небольшим опозданием от намеченного времени.
Путь предстоял не простой и долгий, и уже в самом начале нам встретилось первое препятствие – дорога через Речкёвшину с ухабами, грязью и коряками, торчащими из земли. Тут Андрей и исполнил свою первую мечту – вырубить торчащий из земли сук, который постоянно тревожил днище авто, чего очень не любил андреев тесть.

Рубим коряки – исполняем мечты!

Помучавшись на проселочной дороге, выехали, наконец, на трассу и погнали по Сернурскому тракту. Сложности наши были в том, что «четвёрка» наша нагревалась и потому периодически скорость ведущему автомобилю приходилось снижать, также Тёма и Андрей – не очень опытные водители, а тут дорога дальняя, да ещё и ехать караваном. Но нужно отдать им должное – справились со своей задачей они очень хорошо, без проблем в дороге и автомобилями – молодцы!

Наши пилоты: Андрей и Артём

В Марисола была наша первая остановка (история села и много интересное про тут: http://www.wanders-k.ru/2009/mariiel-179). Здесь несколько лет назад у известного среди местного населения родника энтузиасты выстроили часовенку, оборудовали купель с раздевалкой. Марисола находится в красивейшем месте в среди холмов и клубничных полей. В селе находится красивейшая Покровская церковь, которой мы с детства всегда любовались, проезжая мимо на автобусе по маршруту Йошкар-Ола – с. Казанское. Источник с купелью находится перед мостом через речку «Она» на въезде в село и хорошо просматривается с Сернурского тракта. Примечательно, что на бугре, из под которого бьёт ключ, стоит почти одиноко сухое раздвоенное высокое дерево: такая жизнь под ним, а оно такое сухое, мёртво созерцающее…

«На севере диком стоит одиноко…»

Окунулись. Что можно сказать про купель со студёной водой в летний 33-ый градусный зной?.. – не погружавшийся - не поймёт, а раз переборовший и попробовавший позавидует, окунаясь в Благодатные воспоминания. Купель здесь одна из лучших мною виденных. Удобная, с хорошим лестничным спуском, достаточно широкая и глубокая для полноценного погружения. Разделена на мужское и женское отделения. Есть раздевалка-часовенка. Вода студёная, чистейшая и очень приятная на вкус. Погружённую в неё на более чем 2 секунды руку сводит и сводит сильно, кости трещат… Когда спускаешься по ступеням – думаешь: не выдержишь! Но делаешь, паузу, ловишь ритм сердца и делаешь шаг, кунаешь голову – страшно, сердце барабанной дробью дрожит-стучит… Из груди вырывается мужское гортанное «А-ааа… Хорошо». Крики наши были бешеные, Артём не выдержал – и тоже окунулся, повторили. Нам так понравилось, что на обратном пути мы ещё раз окунулись.

Слева направо: часовенка, родник, купель с мужским и женским отделением (задний план); Фёдор – сын Полякова и Людмила – жена Моя (передний план)

После окунания. Посвежевшие и жизнерадостные – БлагодатЬ!

Умывшиеся девочки. Лису еле удержали от омовения…

Люська и Фёдор ждут мужа и папу у мужского отделения купели.

Отрицательным итогом нашего пребывания в купели Марисола были мною оставленные в раздевалке трусы. На следующий день мы за ними заехали, но… мои мокрые трусы, мои любимые «семейники» были украдены. Кто совершил этот низкий поступок?.. Кто сделал это в святом месте, в часовенке-раздевалке? – кто?.. Кто же их теперь носит?.. Как говорит наш Дед: «За луковку при Сталине сажали», за «семейники» я бы расстреливал!

Сернур. Воскресный рынок
Следующей нашей остановкой был поселок городского типа Сернур. Так получилось, что я в этом году исполнил мечту каждого лажского сельчанина: побывал аж на трёх местных рынках: пятничном – лебяжском (пгт Лебяжье Кировской обл., около 40 км от с. Лаж), субботнем – советском (г. Советск Кировской обл., около 90 км от с. Лаж) и воскресном – сернурском (пгт Сернур республики Марий Эл, около 40 км от с. Лаж), заграничном и самом труднодоступном во времена непогод. Также в Сернуре есть магазин «Магнит», где мы закупились необходимым и забытым дома. На рынке купили натуральные и очень вкусные молокопродукты знаменитого теперь и в Москве Сернурского сырозавода (элитные йогурты сырозавода доступны во всех крупных московских сетях).
На автовокзале города Советский поели йошкар-олинского и чувашского мороженого. Родители нам в детстве здесь мороженое не покупали – боялись, что мы уделаем весь автобус. Поэтому, можно сказать, что мороженое в сумке-холодильнике от тётечки – ещё одна наша сбывшаяся детская мечта! Ещё раз убедились, что Кировское мороженое (КМК) – сегодня лучшее по натуральности состава и неповторимому вкусу!
Проскочив родник Дружбы народов, красивейший Мироносицкий женский монастырь в Ежово и кумысную ферму, повернули в Игнатьево налево. Любовались вертолётами и самолётами, проезжая йошкар-олинский аэропорт.
Выехав на трассу «Р-175», идущей параллельно ЖД-пути «Йошкар-Ола – Зеленый Дол», помчались на встречу нашим мечтам. И первая из них…

Озеро в посёлке Сурок
О нём хочется говорить и писать многое, но в голову приходит лишь «К Р А С О Т А». Да, это была первая в нашей с братом жизни природная красота, в которую мы оба влюбились. Наш поезд «Москва – Йошкар-Ола» всегда проезжал мимо станции Сурок, мимо этого озера и мы, тараща свои маленькие глазки, любовались его красотой. Я в детстве даже себе загадал, что построю тут дом, т.к. - как мне тогда казалось - это самое красивое место на Земле. Я всегда просил папу разбудить нас, когда будем подъезжать к озеру и очень расстраивался, если не успевал на него полюбоваться. Впоследствии поезд стал делать там техническую остановку на 1-2 минуту и сотни глаз любовались этим прекрасным местом. Сейчас озеро обросло элитными домами, но красоты своей не утратило. И вот мы здесь…
Вода в Сурке очень чистая (прозрачность – 2.5 м), умеренно тёплая. На берегу со стороны ЖД-станции оборудован пирс и наставлены шины, с которых мы ох как нанырялись… В голове была радость и слова песни так подходившие к тому, что творилось у меня в душе:
«Детство снова возвращается… И на город опустилась тень.
Снова в сердце распускается у подножья школьного сирень!»
Потратили много времени, но получили массу удовольствия все. Кстати, на противоположном от станции берегу оборудован пляж, на котором представлены вполне цивилизованные водные развлечения.

Озеро нашей мечты

Я очень просил Андрея подвинуться, ведь Лиса так хорошо ныряла…

К сожалению, на пляже Сурка произошла наша вторая в поезде потеря – Вика оставила дорогие шлёпки. Конечно, это не так страшно, как мои «семейники», но Вика очень расстроилась. Мы заехали на обратном пути, но шлёпок, как и ожидалось, не обнаружили.

Озеро Морской глаз в д. Шарибоксад
На озере мы с Людой и Фёдором были уже во второй раз, а вот Андрей мечтал и, наконец, попал сюда вместе с женой. За те два год, что мы не были здесь, в Шарибоксаде произошли изменения: установили множество указателей для облегчения поиска озера, оборудовали парковку, закрыли въезд за колодцем, через который можно было подъехать на машине прямо к озеру, вернее, к верхней его части, откуда и открывается известный вид.

Морской глаз (местные называют его Мушыл йер) –место загадочное. Это ощущаешь постоянно и тем сильней, чем ближе приближаешься к озеру. Одна только деревня Ярамор чего стоит: на воротах (ограде) каждого дома висят сухие ветки то берёзы, то ели, то ивы, то других деревьев. Лес у марийцев имеет особое значение, и многие языческие божества так или иначе связаны с лесом. Местные, кто постарше, почти не говорят по-русски и смотрят испытующе, словно сквозь тебя. Места вокруг необычны, чарующе красивы и загадочны. Побывавший раз никогда не забудет бирюзового цвета и своеобразной формы озера.

У самого озера, на одном из холмов, строится банька. Также на берегу выстроили беседку, откуда, видимо, подают/ будут подавать жратву. Мусора и грязи вокруг всё также предостаточно. Приезжие – в основном, татары. Подъезд к озеру в нижней, купальной, части не закрыт. Недалеко от озера, в низине, между буграми, расположен хорошо оборудованный родник со вкусной водой.
Искупались, поплавали на матраце, попрыгали с пирса, после чего устроились на одном из холмов, подальше от озера, развели костёр и приготовили уху из свежей сёмги. Удовольствие, конечно, неописуемое: кушать вкусную уху, да ещё в таком райском месте. После обеда Андрей с Артёмом решились на прыжки с «тарзанки» и заправились порцией адреналина в дорогу.
Из-за того, что время поджимало, а маршрут предстоял длинный, пришлось отменить запланированное посещение Свято-Гурьевской церкви в Петьялах (замечательный отчёт от scross84 - про Петьялы) с двумя целебными источниками (сюда приезжают за исцелением от женских и глазных болезней: 12RUs)и купелью, в которой мы 2 года назад были и отметили большое количество паломников, в особенности, из Чувашии. Помимо, пришлось отменить посещение церкви Иоанна Богослова в селе Большие ключи Зеленодольского района, а также Раифский монастырь. Наш путь лежал в Зеленодольск.

Паромная переправа Зеленодольск – Нижние Вязовые
То, что через Волгу в Зелёном доле нет моста я не знал и потому для всех было большим удивлением увидеть переправу паромную. Так получилось, что паром сейчас-таки уже отправлялся и мы, прося и умоляя не поднимать мостик, буквально залетели на паром. Бедную Лису невытерпевший энергичный старичок кассир-контролер-матрос с криком: «Давай быстрее, нас на том берегу 40 человек ещё ждут…», - поднял Лису на борт мостиком, что всех очень повеселило.

Счастливая ЛисА

В Нижних Вязовых мы, следуя указателям, легко ушли на Свияжск. Подъехали по дамбе к острову – въезд на остров запрещён, полюбовались вечерним видом вокруг и выехали в обратном направлении искать стоянку для ночлега, т.к. делать стоянку на Острове нам показалось глупым.
Предстояло самое сложное и интересное – найти стоянку. Свернули с дамбы на просёлочную дорогу и начали «высматривать»: вокруг только указатели «Заповедная зона», «Запрещено», «Частная территория» и т.д. В итоге решили всё же искать не сворачивая с выбранного пути. Внимательная Машка высмотрела лису, мы остановили машины и дружно следили за действиями «рыжей». Она нас увидала, чуть покружилась перед объективом и спряталась в пролесок. Машка боязливо произнесла: «Раз есть лисы, есть и волки! Стрёмное место». Чуть позже пронеслись люди на лошадях, а лес вокруг был каким-то мрачным. Общее впечатление – жутковато… Но пролесок кончился, показались заливы Волки и первая стоянка палаточников. Мы подобрали местечко рядышком, поставили палатку среди толщ комаров, развели костёр и пошли знакомиться с соседями. Оказались отличные ребята из Казани, каждый год выбираются в окрестности с друзьями в несколько палаток: гуляют, отдыхают, веселятся. Казанцы поделились с нами пивом и звали на продолжение знакомства, но нас ждал чай с женами.
Поутру собрали вещи и отправились покорять Свияжск (Про Свияжск).

Остров Свияжск

Остров Свияжск. Фото не моё
Свияжск – крепость, построенная по указанию Ивана Грозного в 1551 г. на Высокой горе. Несколько попыток взятия Казани русскими войсками оказались неудачными, и тогда молодой гений грозного Царя родил амбициозный и хитрый план. Место, которое Царь выбрал для строительства Ивангорода (первоначальное название города) было не случайным. До Казани всего 26 верст, один дневной переход. Гору округлой формы окружали с трёх сторон: река Свияга, озеро Щучье и река Щука – идеально для крепостного сооружения. А «лес» можно было легко переправить по Волге. Одним из первых сооружений, которое построил Иван Грозный, была Троицкая Церковь – деревянное сооружение, сохранившееся до наших дней – освящённая в мае 1551 года.
Уникальностью острова является его нетронутость двадцатым веком. И эту изюминку чувствуешь, когда неспешно прогуливаешься по Свияжску. Притягивало меня и то, что по одной из легенд именно Свияжск лёг в основу известных пушкинских строк: «Мимо острова Буяна к славному царю Салтану», Ибо Александр Сергеевич бывал в этих местах и восхищался местной красотой. Вот только островом Свияжск стал в связи с созданием Куйбышевского водохранилища в 60х годах 20го века, когда все окрестности были затоплены… В 2005 году к острову была проложена дорога по дамбе и остров стал, фактически, полуостровом. С казанской стороны на пристань острова прибывают теплоходы из Казани (плыть 2.5 часа на «ОМиках»). Сегодня Свияжск –сельское поселение с население около 250 человек. Остров претендует на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас на острове происходит глобальная реконструкция, все объекты - кроме мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы, который также активно реконструируется, - закрыты для посещения. В городе действует старая гостиница и музей. До 2013 года планируется превратить Свияжск в полноценный туристический центр с развитой инфраструктурой. Говорят, сильно страдают от этого местные жители, которых переселяют с острова, а жилую территорию застраивают коттеджами. Мы не посещали жилую часть острова и с местными не общались, потому подтвердить/ опровергнуть это широко распространённое мнение не могу.
Трудно ощутить колорит места видя всё в строительных лесах, но мне кажется, многим из нас это удалось и пусть мы не многое увидели, но смогли кое-что прочувствовать. Андрей с Лисой посетили музей, где экскурсовод подробно рассказывала про остров, Ивана Грозного, репрессии советского периода, историю восстановления храмов. Люська с Машей были поражены естественностью росписей в Соборе Успения Пресвятой Богородицы. Я поражался видами соседних берегов и атмосферой уединённости острова.

Далее нам предстоял долгий обратный путь. По пути решили заехать на озеро Яльчик, в Сурок и Марисола.

Озеро Яльчик
Яльчик – одно из самых больших и красивейших озер республики Марий Эл. Озеро располагается на заповедной территории парка «Марий Чодра». Вода в озере очень чистая. По берегам озера располагается множество санаториев с обустроенными пляжами, есть и открытая для посещения зона. Въезд на территорию нам перекрыли марийские тётушки, попросившие с нас по 520 рублей «с машины» за проезд на территорию парка. Мы, не ожидавшие такого «гостеприимства», громко вздохнули и дружно сказали: «Поехали отсюда». Андрей затем раздражённо произнёс: «Мы издалека к вам ехали, хотели посмотреть озеро, а у вас такие цены…». «Зелёная» тётка посмотрела на наши номера, спросив: «Вы из Кирова к нам приехали?.. Вы сегодня уедете домой?.. Ночевать не будете?..», на что мы ответили «ДА!!!», «Ну, тогда давайте 200 рублей». Мы дико обрадовались и поехали искать место. В общем, далеко ездить не надо, территория везде закрыта. Оставили машину и пошли купаться. Как же мы здорово провели этот час… Купались, прыгали, играли в мяч в воде – просто детство! – счастливое и беззаботное!!! Очень чистая территория, чистейшее, красивейшее озеро. Так исполнилась ещё одна моя давняя мечта – побывать на Яльчике. Было бы побольше времени, можно было бы покататься на лодке, посмотреть окрестности.

Заехали по дороге в Сурок и кроме гор мусора, после прекрасных выходных, - ничего не обнаружили – шлёпки у Вики пропали. Я же не стал терять возможности искупаться нагишом в озере после дождя – детская мечта…

Йошкар-Ола. Кафе «Тарелка»
О том, что Йошкар-Ола – прелестный, уютный городок, - многим известно. В нём всё, действительно, чисто, уютно, удобно и вообще хорошо. Очень многое сделано в городе за последнее время. Описывать всё не буду, это сделано хорошо и до меня: Дзержинский VS Йошкар-Ола (причём, в сравнении с родным Дзержинским).
Вообще, хочу выразить мнение, сложившееся не вчера и довольно твёрдо – марийский край очень привлекателен: природой (множество заповедников, уникальных озёр и рек), инфраструктурой (в каждую, даже самую маленькую деревню, проведён газ, везде хорошие дороги – опять же, в КАЖДУЮ деревню) и своей главной, по-моему, ценностью – своим НАРОДОМ – работящие, дружелюбные, воспитанные, скромные, очень опрятные – в большинстве своём, люди. Едешь по республике – одна деревня лучше другой, один дом краше другого, везде свежая краска на домах и заборах, убранные поля. Людмилка у меня говорит: «Такое чувство, что у них каждый день проходит конкурс красоты между домами!», и даже Маша, ужасно предубеждённая супротив марийцев призналась (вятские ребята меня поймут), что изменила отношение к республике и народу в целом – дорого это стоит! Регион самобытный, туристически привлекательный. И руководство края это понимает и многое делает для того, чтобы люди посещали Марий Эл. Развит конный и охотничий туризм, интересные этно-проекты: «Раздолье» (ТК Раздолье), в Марийской Швейцарии этнографическая деревня «Визимбирь» (Визимбирь) и др. проекты (Туристические проекты Марий Эл). Что говорить, если даже племзавод «Семёновский» развивает туристическую линию и открыл в этом году гостиничный комплекс, баню, мини-зоопарк. Комплекс проводит развлекательные программы, катают на лошадях, упряжках и пр. (Племзавод Семёновский). Я рад, что и нашим друзьям Йошкар-Ола и республика очень понравились.
Ну, а наша любимая с женой часть прогулок по Йошкар-Оле – посещение продуктовых магазинов и кафе «Тарелка». Магазины в городе очень опрятные, хорошего уровня. Даже «Перекрёстки» и «Наши» разительно отличаются от Московских аналогов. Качество обслуживание заметно выше. Отличная сеть местных супермаркетов «Кувшинка», где представлен огромный ассортимент местной продукции на любой кошелёк. Как правило, цены на товары, аналогичные известным в Москве брендам, ниже, а качество выше. Взять тот же хлеб с наполнением (цукаты, фрукты, орехи). За 21 рубль Вы получаете вкуснейшее изделие из хорошей муки с обильным содержанием наполнения. В Москве за 100 рублей предлагают поискать орешки в одном из кусочков… Молочка – просто великолепная, причём конкуренция не слабая: Сернурский сырзавод, племзавод «Семёновский», МолПром (название, возможно, с ошибкой) и др. очень хорошо представлены в магазинах. Продукты хранятся 3-5 суток, про натуральность и говорить не приходится – качество превосходное!
Если составить рейтинг «вкусных» мест по стране, где мы питались, то тройка была бы такой:
1. «Русское подворье», г.Ростов Великий;
2. «Старый Баку», г.Кисловодск;
3. «Тарелка», г.Йошкар-Ола.
При том, что «Тарелка» - ресторан быстрого питания, кормят здесь изумительно, выбор блюд огромен, цены – ниже некуда. Оговорюсь, что речь идёт о «Тарелке» на Ленинском проспекте, т.к. в других местах мы либо не были, либо остались недовольны. Всей нашей компании в Тарелке весьма и весьма понравилось. Любоваться городом было некогда и мы помчались домой.
Заехали по дороге в Марисола, окунулись, набрали родниковой воды и мчались дальше. А дальше были мучительные и нервные километры размытой лажской дороги (точнее, грязи), толкания машины и встреча с родными. Наше, в целом, успешное путешествие завершено!!!
Tags: Йошкар-Ола, Лето 2011, Марий Эл, Татарстан, деревня 2011, озеро Морской глаз, озеро Сурок, озеро Яльчик, остров Свияжск, паромная переправа через Волгу